Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в возрастающей проблеме нарастания миграционных потоков в мире, увеличении числа беженцев и вынужденных переселенцев, и вместе с тем росте ксенофобских и экстремистских настроений в принимающих странах, отсутствия должного международного регулирования по интеграции беженцев и вынужденных переселенцев.
Проблемы беженцев и переселенцев в современном мире регулярно оказываются в сфере общественного внимания. Сложившаяся общественно-политическая обстановка в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии способствует перемещению значительного количества граждан из государств упомянутых регионов. Однако отсутствие комплексного представления об интеграционной политике, в вопросах подхода к адаптации беженцев и переселенцев значительно тормозят проведение комплексной интеграционной политики в мире.
В ходе написания статьи авторами были использованы труды отечественных учёных-правоведов: Е.Г. Бельковой, В.А. Иванова, С.В. Кобылинской, а также Н.А. Щеголевой и А.В. Волкова. Также было проанализировано отечественное и международное законодательство в сфере беженцев и вынужденных переселенцев.
1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
1.1 Особенности определения понятия беженцев и вынужденных переселенцев
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» , а также Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» .
В рамках международного права центральным актом, устанавливающим правовое положение беженцев и его гарантии, является Женевская Конвенция ООН о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951 года (далее – Конвенция 1951 г.). Современная ее юридическая сила неразрывно связана с Протоколом, касающимся статуса беженцев, принятым 31 января 1967 года.
Беженец – это лицо, которое не выступает гражданином нашей страны и которое из-за вполне аргументированных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к конкретной социальной группе либо политических убеждений пребывает вне государства своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой данного государства либо не желает пользоваться подобной защитой из-за таких опасений; либо, не имея конкретного гражданства и пребывая вне государства своего прежнего местожительства в процессе подобных событий, не может либо не хочет вернуться в нее из-за подобных опасений .
1.2 Порядок получения статуса беженца и вынужденного переселенца
Признание любого лица беженцем производится в порядке, который установлен Законом «О беженцах» и содержит следующие стадии:
– обращение лица с ходатайством о признании его беженцем;
– предварительное рассмотрение подобного ходатайства;
– принятие уполномоченным органом решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по сути или об отказе в подобном рассмотрении;
– выдачу свидетельства или уведомления об отказе в рассмотрении такого ходатайства;
– рассмотрение ходатайства по существу;
– принятие решения о признании или об отказе в признании беженцем;
– выдачу удостоверения беженца или уведомления об отказе.
Статус беженца не может быть предоставлен лицам:
– в отношении которых есть существенные основания считать, что они осуществили преступления против мира, а также военное преступление либо преступление против человечества (состав таких преступлений установлен международным правом);
– осуществив тяжкие преступления неполитического характера вне границ нашей страны;
– виновным в осуществлении деяний, которые противоречат целям и принципам Организации Объединенных наций;
– за которыми компетентные органы власти признают права и обязательства, которые связаны с гражданством данной страны;
– пользующимся защитой либо помощью органов ООН.
Статус беженца не может распространяться как на иностранных граждан, так и на лиц без гражданства, покинувших страну своей гражданской принадлежности по экономическим причинам или из-за голода, эпидемии либо чрезвычайных обстоятельств природного либо техногенного характера.
Человек, который был признан беженцем имеет право на:
– получение услуг переводчика и сведений о своих правомочиях;
– получение определенного содействия в оформлении документов для въезда на территорию нашей страны;
– получения определенного содействия в проезде и провозе багажа непосредственно к месту пребывания;
– получение сбалансированного питания в центре временного пребывания;
– защиту в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности;
– пользование предоставленным жилым помещением;
– медицинскую и лекарственную помощь наравне с нашими гражданами;
– получение определенного содействия в направлении на профессиональное обучение;
– предоставление работы по найму либо предпринимательскую деятельность;
– социальную защиту и социальное обеспечение;
– получение содействия в устройстве несовершеннолетних детей в государственные либо муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования и прочие;
– содействие в получении сведений о своих родственниках, которые проживают в государстве их гражданской принадлежности;
– обращение в специализированные органы за получением проездных документов для выезда за границы нашего государства;
– обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание и приобретение гражданства РФ;
– участие в общественной деятельности параллельно с гражданами РФ;
– добровольное возвращение в страну своей гражданской принадлежности;
– выезд на место жительства в зарубежную страну;
– пользование другими правами, которые предусмотрены законодательством, а также международными договорами РФ и законодательством субъектов РФ.
2 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
2.1 Проблемы законодательного регулирования статуса беженцев и вынужденных переселенцев
Процесс глобализации, охватывая современный мир, приводит к возникновению проблем, создаваемых международной миграцией. В свою очередь это порождает некоторые проблемы правоприменительного характера.
Проблема иммиграции возникла после обретения странами независимости и появления их границ в ее истинном понимании. Тогда как раз начались глобальные изменения в мире, и потоки беженцев стали устремляться из стран исхода в места, где, по их мнению, более благоприятные условия для жизни.
Но, несмотря на все вышеперечисленные правовые акты, определяющие правовое положение беженцев, существует множество «пробелов» в законодательстве, напрямую связанных с социально-экономической и политической адаптацией данной группы населения.
Одна из острых проблем, связанных с беженцами, как и с рядом других категорий вынужденной миграции, заключается в том, что помимо международных конвенций, посвященных правовому статусу беженцев, во многих государствах существуют и свои законодательные акты, которые вносят дополнительные критерии определения тех или иных категорий вынужденной миграции. Но, что четко зафиксировано в большинстве из них и с чем согласны большинство специалистов в области международной миграции, так это то, что «люди, которые хотят покинуть свою страну, чтобы повысить жизненный уровень или найти лучшую работу, не могут претендовать на статус беженца». То есть, мы не можем считать, например, «экологических» беженцев, именуемых таковыми в литературе, беженцами с точки зрения международного права .
Также, беженцев следует отличать от другой, сходной по правовому статусу категории переселенцев. В данном случае, в роли вынужденного переселенца выступает лицо, которое было вынуждено покинуть место своего проживания в пределах границы государства, гражданином которого оно является, причем такое переселение произошло в связи с необходимостью избежать насилия, нарушения прав человека, катастрофы. Иными словами, основной разграничивающий признак состоит в том, что переселение происходит либо в пределах границы государства, либо за его пределы.
Одной из самых актуальных проблем является проблема сохранения своей культуры беженцами. Безусловно, каждая страна гарантирует беженцу право на сохранение и развитие своей культуры и традиций. Но возможно ли это в действительности – вот в чем вопрос. Ведь очень сложно сохранить свою культуру, свои обычаи в условиях, где люди выбирают совершенно другой жизненный уклад .
Не менее актуальной является проблема обучения детей-беженцев. Хотя данное право (право на образование) и гарантирует законом, но возможно ли его реализовать, если учесть, что иммигранты далеко не всегда хорошо владеют языком, на котором будет производиться обучение.
2.2 Пути совершенствования законодательства о беженцах и вынужденных переселенцев
Процесс формирования законодательства в области контроля миграционных потоков в новой демократической России берет свое начало с принятия в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации и двух федеральных законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». В этот же период начинается постепенное формирование миграционной системы России.
В настоящее время законодательная база нашей страны обладает относительной стабильностью, однако ее образование еще не завершено. Так, наблюдается движение в сторону систематизации модифицированных отраслей права, создаются новые подотрасли права, появляются межотраслевые объединения норм, не входящие в известную схему. Наглядным примером данного процесса может выступить обращение к миграционному законодательству. Сегодня оно обладает значительной противоречивостью и недосказанностью. Это происходит не только по причине разнокачественного характера его источников, но и в силу неопределенности его основных начал, предмета и метода правового регулирования, что существенно затрудняет эффективное законотворчество. Важную роль в формировании миграционного законодательства играют политические, демографические, экономические факторы, а также ведомственные интересы. Это обусловливает возможность квазиправового регулирования миграционных потоков и ослабляет правовую систему. Сказанное относится в равной степени как к региональному, так и к федеральному законотворчеству .
Данную проблему невозможно решить без определения основных смыслов и понятий, места и роли самого миграционного законодательства в правовой системе России, да и в системе права в целом. Между тем уже здесь начинаются разночтения.
Так, в первую очередь возникает вопрос: что представляет собой комплекс норм, регулирующих миграционные явления, особенно если учесть то обстоятельство, что миграция – это многоуровневое понятие в силу неоднородного состава самих мигрантов? В целом миграция не как социальное, а как юридическое явление представляет собой перемещение лиц, сопровождаемое изменением их правового статуса. Следовательно, согласно российскому законодательству мигрант – это лицо, изменившее место жительства или пребывания: вынужденный переселенец, беженец, иностранец и лицо без гражданства. Таким образом, предмет регулирования миграционного законодательства составляют общественные отношения, возникающие между органами государственной власти и мигрантами по поводу реализации их правового статуса при въезде в страну, пребывании или проживании на ее территории и при выезде из страны, а также при перемещении лица в пределах страны в целях изменения места жительства или временного пребывания.
В современных условиях понятие «мигрант» не имеет четкого определения ни в международном праве, ни в российском законодательстве. В основе большинства существующих дефиниций лежит понимание миграции как определенного вида перемещения, движения населения, а мигранта как лица, совершающего это перемещение. При этом выделяется несколько видов подобного перемещения: социальное, территориальное, естественное, профессиональное, отраслевое, механическое и др.
Анализ российского законодательства свидетельствует о том, что миграционное право регулируется лишь несколькими нормативными актами: отдельными положениями Конституции Российской Федерации, пятью федеральными законами из такой подотрасли конституционного права, как основы правового положения личности, и несколькими федеральными законами в сфере уголовного и административного права. Основную часть законодательства в области контроля и регулирования миграции составляют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, внутриведомственные акты погранвойск России, внешнеполитических органов и Федеральной миграционной службы (упразднена Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156), т.е. регламентирующие административную деятельность самих органов, осуществляющих непосредственный миграционный контроль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом анализ действующего миграционного законодательства показал, что оно остается в значительной степени неточным, содержит ряд неопределенностей и пробелов, не обеспечивает адекватного обеспечения интересов трудящихся-мигрантов при подготовке документов, организации проживания, предоставлении социальных услуг, также не учитывает интересы работодателей в предоставлении им легализованной рабочей силы.
Статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, это определенная правовая категория. Главными определяющими элементами конституционной модели юридического статуса беженца и лица без гражданства выступают: гражданство, юридический режим нахождения в стране, правосубъектность, правомочия, свободы, обязанности и гарантии, основанные на конституционно-правовых положениях, базовых нормах отечественных и международных правовых положений, юридическая ответственность.
Современное законодательство полно отражает действительность, при которой на территории РФ могут находиться иностранные граждане и лица без гражданства, для чего законодательно в ряде нормативно-правовых актов закреплены особые положения о их статусе, правах и обязанностях, сроках, правилах и условиях пребывания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конвенция о статусе беженцев (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 9. – С. 6 – 28.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС РФ– 1993. – № 12. – Ст. 425.
4. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 52. – Ст. 5110.
5. Архипова, Е. Е. Проблемы определения конституционно – правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев / Е. Е. Архипова // Материалы и методы инновационных научно-практических исследований и разработок: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 128-129.
6. Брянкина, Л. В. Влияние миграции на международную и национальную безопасность / Л. В. Брянкина // Обеспечение безопасности в международном и национальном пространстве Материалы международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет». – 2017. – С. 58-62.
7. Васильев, Ф. П. Современная правовая политика определения правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и её необходимость совершенствования в России / Ф. П. Васильев // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 60-5. – С. 44-48.
8. Волков, А. М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие / А. М. Волков. – Москва: Проспект, 2018. – 144 с.
9. Волох, В. А. Проблемы и угрозы нелегальной миграции для национальной безопасности страны / В. А. Волох, В. А. Суворова // Миграция и межнациональные отношения в современной России сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 50-64.
10. Грейть, В. В. К вопросу о проблематике правового положения беженцев в национальном и международном праве / В. В. Грейть // КиберЮрист. – 2020. – № 6 (6). – С. 15-19.
11. Жеребцов, А. Н. Миграционная безопасность Российской Федерации: проблемы административно-правового обеспечения / А. Н. Жеребцов, Е. А. Малышев // Общество и право. – 2018. – № 3 (65). – С. 104.
12. Жеребцов А.Н., Шуршалова Е.С. Комментарий к Федеральному закону от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
13. Курская, Ю. Д. Понятие беженца в международном и российском праве / Ю. Д. Курская // Правовая система и современное государство: проблемы, тенденции и перспективы развития: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 117-120.
14. Пономарев, Е. С. К вопросу о взаимосвязи миграционных процессов национальной безопасности / Е. С. Пономарев, А. С. Нечаев // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2018. – № 87-88. – С. 80-87.
15. Рыкова, А. С. Особенности различия гражданско-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России / А. С. Рыкова // Столыпинский вестник. – 2020. – № 2. – С. 20-23.
16. Самойлов, В. Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России / В. Д. Самойлов // Вестник экономической безопасности. – 2018. – № 2. С. 31-34.
17. Соколова, А. Е. Беженцы и вынужденные переселенцы: проблемы правового регулирования / А. Е. Соколов// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 4-6. – С. 55-56.
18. Сокурова, Д. Э. Некоторые проблемы правового статуса беженца и вынужденного переселенца / Д. Е. Сокурова // Актуальные проблемы права. Сборник научных статей магистрантов. Под редакцией Б.Г. Койбаева. – Владикавказ, 2019. – С. 144-147.
19. Шумская, Ю. В. К проблеме определения правового статуса беженца и вынужденного переселенца / Ю. В. Шумская // Молодежь и XXI век – 2020. Материалы 10-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах / Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2020. – С. 163-166.